Московская область, г. Пушкино, ул. Добролюбова, д. 20, офис 314

+7-495-142-81-31
Пн-Пт., с 9.00 до 18.00

Медицинские чистые помещения

Критерии разделения больничных помещений на классы чистоты описаны в параграфе 6.8. СанПиН «Эпидемиологические требования к больничным учреждениям». Разделяют 4 класса «чистых» помещений:

  • Класс А – присвоен комнатам, в которых проводятся мероприятия, исключающие присутствие опасных для человека микроорганизмов. В среде не должно быть золотистого стафилококка, а общая концентрация бактерий не должна превышать 500 КОЕ/м3;
  • Класс Б – комнаты с особым рабочим режимом. Присутствие золотистого стафилококка недопустимо. Количество живых микроорганизмов на 1 м3 не должно превышать 750 КОЕ/м3;
  • В комнатах класса В и Г уровень микроорганизмов не контролируется.

Наличие помещений класса чистоты А и Б в больнице обусловлено необходимостью проведения хирургических операций, лечения обожжённой кожи, обустройства родильных отделений. Опасность заражения организма при наличии открытых ран может препятствовать нормальному выздоравливанию. Помимо этого, чистые помещения нужны для смешивания различных веществ, например при изготовлении лекарственных препаратов.

В коридорах больницы невозможно проводить обработку воздуха, поэтому их следует проветривать с установленной периодичностью.

Важно отметить, что сотрудник больницы в помещениях класса чистоты А и Б должен обрабатывать руки и инструмент на каждом этапе работы. Для этого в помещении должна быть установлена мойка с жидким мылом в дозаторе и антисептическими растворами. Такое положение предусмотрено документами СанПиН. Если такие комнаты не оборудованы мойками, руководству медучреждения грозит штраф.

В клинике переплетаются различные инфекционные болезни. Распространение микроорганизмов может привести к эпидемии или появлению новых штаммов. Вследствие этого, в здании больницы нужно поддерживать чистоту воздушной среды. Помимо опасности распространения инфекций, существует опасть поломки больничного оборудования. Находящиеся в воздухе пыль и частицы аэрозолей способствуют сокращению его срока эксплуатации. Государственный стандарт ИСО 14644-02 регламентирует правила уборки комнат, поведение персонала при этом и требования к одежде.

Операционные палаты

Больничные помещения, в которых проводятся хирургические операции различной специализации. В зависимости от типов специализации, к помещениям предъявляют требования относительно уровня загрязненности воздуха, влажности и температуры. К основным параметрам, определяющим степень загрязнения воздуха, относятся количество твёрдых частиц и живых микроорганизмов на 1 м3 пространства.

Степень риска заражения пациента прямо пропорциональна количеству колониеобразующих единиц на один м. куб. воздуха. От этого зависит регенерационная способность человека, вероятность осложнения после проведенной операции.

От уровня механических частиц в единице объёма воздуха зависит успех проведения операций по введению в человеческий организм разнообразных объектов – искусственных органов, кардиостимуляторов, живой ткани, имплантатов.  В связи с этим, при строительстве операционных палат учитываются следующие параметры:

  • Специализация помещения. Она определяет класс чистоты, допустимую температуру, генерируемое давление – пониженное для септических и повышенное для асептических операционных.
  • Площадь, накрываемую ламинарным потоком. Определяет расположение медицинского оборудования – стола, лампы, мойки, аппаратуры поддержания жизнедеятельности.
  • Расположение комнаты относительно общей планировки этажа. Определяет схему движения воздушных потоков. При проектировании нужно учитывать, что воздух должен двигаться из чистых помещений в более загрязненные.

Современные опеблоки предполагают размещение консолей подвода медицинского газа непосредственно в операционной. Вследствие этого, исчезает необходимость строительства дополнительной комнаты для размещения наркозного оборудования. Требуется лишь разграничить пути поступления в палату пациента, персонала и рабочего оборудования.

Ввиду приведенных факторов, определяется нужная конфигурация совокупности хирургического оборудования для создания комплекса чистых помещений в операционном блоке.

Внутри помещения для проведения операций создается локальное пространство повышенной чистоты. Это генерирует эффект воздушного капсулирования стерильным охлажденным воздухом в месте расположения операционного стола. За это отвечают воздухораздаточные устройства, с площадью действия до 9 м2. Они встраиваются в потолочные ограждающие конструкции, расположенные над хирургическим столом.

В операционной палате проводится комплекс мер, направленный на исключение появления, задержки и распространения загрязняющих факторов, в виде микроорганизмов и физических частиц:

  • Воздухообмен в районе хирургического стола способствует перемещению загрязнений за пределы зоны проводимой операции;
  • Поток также является барьером между пациентом и персоналом, проводящим хирургические манипуляции. Предотвращается заражение открытых ран пациента бактериями с одежды врачей и их помощников.
  • Избыточное давление в асептической операционной или отрицательное в септической исключает попадание загрязняющих частиц из внешних коридоров или соседних комнат, а также предотвращает вынос загрязнений за пределы операционной.

Соблюдение установленных мер способствует снижению вероятности появления послеоперационных  осложнений. Не просто система вентиляции, а описанное выше оборудование способно обеспечить благоприятную среду для проведения сложных операций. Повышается эффективность лечебного процесса, снижается вероятность образования гнойных процессов.

Правила работы в чистых помещениях

В коридорах больницы невозможно проводить обработку воздуха, поэтому их следует проветривать с установленной периодичностью.

Важно отметить, что сотрудник больницы в помещениях класса чистоты А и Б должен обрабатывать руки и инструмент на каждом этапе работы. Для этого в помещении должна быть установлена мойка с жидким мылом в дозаторе и антисептическими растворами. Такое положение предусмотрено документами СанПиН. Если такие комнаты не оборудованы мойками, руководству медучреждения грозит штраф.

В клинике переплетаются различные инфекционные болезни. Распространение микроорганизмов может привести к эпидемии или появлению новых штаммов. Вследствие этого, в здании больницы нужно поддерживать чистоту воздушной среды. Помимо опасности распространения инфекций, существует опасть поломки больничного оборудования. Находящиеся в воздухе пыль и частицы аэрозолей способствуют сокращению его срока эксплуатации. Государственный стандарт ИСО 14644-02 регламентирует правила уборки комнат, поведение персонала при этом и требования к одежде.

Роль ковриков в чистых помещениях

В дополнении Е, п. 5.12 упомянутого выше стандарта представлено основание для применения антибактериальных ковриков. Это предписание обусловлено тем, что изделия покрыты липким слоем вещества, препятствующего размножению бактерий. Сотрудник больницы, переходя из коридора в чистое помещение, наступает на коврик, вследствие чего большинство микроорганизмов на подошве нейтрализуется. Эффективность коврика определяется его размером и свойствами, определенными производителем.

Распространено два вида ковриков:

  • Многослойные – представлены в виде нескольких слоев пленки, на каждый из которых нанесено антибактериальное вещество. При использовании одного листа он легко удаляется и ему на смену приходит следующий. Количество листов зависит от производителя.
  • Полимерные – коврики многоразового использования, которые после каждого применения требуют очищения поверхности.

При размещении ковриков, согласно предписаниям СанПиН, нужно удостовериться в наличии документации от изготовителя, в которой указаны рекомендации к использованию, характеристики изделия и условия его хранения.

Инструкция по очистке:

  • В течение рабочего дня, напольные материалы следует регулярно очищать установленными способами;
  • При достижении определенного срока эксплуатации, изделия должны подвергаться обработке;
  • В многослойных ковриках при загрязнении верхнего листа нужно аккуратно потянуть за край и удалить его;
  • Остатки воды, влаги и очищающих веществ удаляются шваброй.

Соблюдение требований к поддержанию чистоты в помещениях способствует эффективному функционированию медицинского учреждения.